Что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания? Как распознать и лечить данное заболевание? На что обратить внимание родителям и как помочь ребенку — об этом читайте в нашей статье.
Contents
- Что означает диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»?
- Причины заболевания «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
- Диагностика «Синдрома дефицита внимания и гиперактивности»
- Когда необходима помощь специалистов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности?
- Нужно ли лечить «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»?
- Советы родителям ребенка с синдромом СДВГ
- «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» — психологическая поддержка в семье
- Видео: Гиперактивный ребенок. Школа доктора Комаровского
Гиперактивный ребенок – это не просто термин, обозначающий активного и непоседливого малыша. Если ребенок отличается повышенной импульсивностью, неусидчивостью, с трудом концентрируется и часто отвлекается, имеет трудности с засыпанием и беспокойный сон, необходимо проконсультироваться с врачом-неврологом.
Что означает диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»?
Поставить диагноз врач может только после длительного наблюдения за поведением малыша, а также проведения ряда анализов и тестов. Если будут выявлены признаки заболевания «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), то родителям понадобится большое терпение и внимание к ребенку, чтобы помочь ему адаптироваться в повседневной жизни дома, а затем в детском коллективе.
- СДВГ в наши дни встречается у достаточно большого количества малышей — по данным врачебных исследований, им страдают около 10% детей. Стоит отметить, что данный синдром диагностируется у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
- СДВГ – заболевание, которое включает целую группу нарушений, и выявляется на основании поведения ребенка. Помимо проблем, связанных с концентрацией внимания, запоминанием, усидчивостью, чаще всего у малышей наблюдается расстройство поведения, эмоциональная нестабильность, у детей постарше – проблемы с успеваемостью и общением со сверстниками.
Причины заболевания «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
Точные причины развития синдрома гиперактивности детей не могут быть установлены, поскольку имеет место сочетание различных факторов, влияющих на развитие нервной системы.
К биологическим факторам относятся следующие патологии:
- Осложнения во время беременности и родов, вызвавшие гипоксию плода.
- Инфекционные заболевания в период беременности.
- Внутриутробные инфекции, особенно в первом триместре.
- Ранняя или поздняя беременность — до 18 или после 40 лет.
- Рождение недоношенного малыша (весом до 2500 г).
- Употребление матерью в период вынашивания плода некоторых лекарственных средств, алкоголя, курение.
- Генетические факторы – наследственная предрасположенность подтверждается в 50% случаев заболевания.
Психосоциальные факторы также могут оказывать влияние и усугублять заболевание:
- Тяжелая психоэмоциональная обстановка в семье, недостаток эмоциональной теплоты при общении между членами семьи и по отношению к детям.
- Стрессовые или психотравмирующие ситуации, пережитые ребенком.
- Неправильная реакция родителей на поведение малыша, непоследовательность требований, предъявляемых ребенку.
Распорядок дня в семье и режим питания можно отнести к сопутствующим факторам:
- Нарушение режима сна и бодрствования, прогулок на свежем воздухе.
- Недостаток в рационе питания продуктов, содержащих белок.
- Нехватка витаминов и микроэлементов.
- Присутствие в ежедневном меню большого количество «вредной» пищи, особенной в первой половине дня – быстрые углеводы, газированные напитки и пр.
Диагностика «Синдрома дефицита внимания и гиперактивности»
Как уже отмечалось выше, для установления точного диагноза необходимо обратиться за консультацией к врачу-неврологу. Врач проведет комплексное обследование, в котором основную роль будет играть наблюдение и правильная оценка поведения ребенка. Также будут назначены общие анализы, исследования головного мозга (МРТ, ЭЭГ).
Синдрома дефицита внимания и гиперактивности может проявляться по-разному, иметь смешанные типы симптомов:
- Гиперактивность – характеризуется постоянной повышенной активностью и возбудимостью ребенка, превышающей обычные нормы поведения детей. О гиперактивности можно говорить, если проявление активной деятельности и подвижности не является проявлением темперамента, а создает проблемы самому ребенку и окружающим.
- Дефицит внимания – данная проблема включает в себя несколько аспектов, таких как фокусировка, поддержание, переключение внимания. Для каждой возрастной группы существуют определенные средние нормы удерживания внимания. При синдроме СДВГ такие нормы нарушены или не соответствуют возрасту. Ребенок не способен концентрироваться, может легко отвлекаться, переключаясь как на объекты внешней среды – предметы, звуки, так и личные внутренние переживания – случайные воспоминания, переживания, ассоциации.
- Импульсивность – это расстройство поведения в виде недостаточного контроля над ситуацией.
Ребенок излишне эмоционально реагирует на просьбы и запреты со стороны взрослых, а также критику в свою сторону, с ним сложно договориться, объяснить причину того или иного решения. - Нарушение логического мышления — при выполнении задания ребенок не способен полностью разобраться в инструкции, торопится сделать все быстрее, не оценивает сложность задачи и правильность выполнения.
- Отсутствие контроля поведения — ребенок не может предусмотреть последствий каких-либо своих поступков, часто подвергается ненужному риску, травмируется, попадает в неприятные ситуации.
Обратите внимание, что здесь не идет речь о проблемах воспитания – дети с синдромом СДВГ зачастую не могут контролировать свое поведение, не воспринимают просьбы взрослых и не осознают последствия своих поступков.
Когда необходима помощь специалистов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности?
Если вы замечаете у своего ребенка следующие признаки в повседневном поведении, вам следует проконсультироваться семейным врачом, неврологом, детским психологом.
Когда необходима помощь специалистов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности:
- Ребенок более подвижен или перевозбужден, не может усидеть на месте, его поведение отличается от поведения сверстников.
- Постоянно совершает какие-то движения, иногда непроизвольные – вертится, болтает ногами, размахивает руками, много говорит.
- Забывает или теряет вещи, ломает игрушки, часто бывает рассеян и не может сконцентрироваться на определенном занятии.
- При выполнении заданий постоянно отвлекается и быстро устает, не может довести начатое дело до конца, быстро теряет интерес к играм, занятиям.
- Не сдерживает эмоции, что может выражаться в плаче, крике, приводит к ссорам и дракам со другими детьми.
- Не может проявить терпение, когда нужно, например, дождаться своей очереди.
- Часто травмируется вследствие необдуманных действий или потери координации.
- Не воспринимает обращенные к нему просьбы или замечания, не слушается.
- Перечисленные проблемы с поведением наблюдаются постоянно и в разной обстановке – дома, на улице, в школе, спортивной секции.
- Трудности поведения нарушают успеваемость и общение в социуме, несмотря на развитый интеллект ребенка.
Нужно ли лечить «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»?
У многих родителей существует мнение, что приведенные выше расстройства поведения ребенок со временем «перерастет», а какое-либо врачебное вмешательство сделает из малыша психически нездорового. Нужно ли лечить «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»?
- По мере взросления ребенок постепенно может преодолеть только проявление признаков гиперактивности. У подростков повышенная двигательная активность чаще всего сменяется суетливостью и состоянием повышенного внутреннего напряжения и беспокойства. Для таких детей характерными чертами поведения остаются безответственность, отсутствие самоорганизации и самоконтроля, конфликтность или замкнутость, проблемы с общением и безрассудное поведение, зачастую для привлечения к себе внимания.
- Ребенку с СДВГ необходимо комплексное лечение, которое будет включать в себя психологическую и педагогическую поддержку со стороны семьи и специалистов, а также курсы медикаментозных препаратов. Это необходимо, потому что нервная система таких детей не может самостоятельно справиться с нагрузками, особенно в переходные периоды взросления.
- Нейрокоррекция включает в себя занятия по развитию мелкой моторики, упражнения для языка и лицевых мышц, курс лечебной физкультуры, растяжки, массажа, изучение методов расслабления и отдыха.
- Поддержка психолога заключается в использовании специального комплекса развивающих и обучающих методик, направленных на компенсирование функций мозга. Такие занятия помогают ребенку справиться с нагрузками, корректировать поведение и эффективно обучаться.
- Все виды занятий и упражнений необходимо выполнять под наблюдением специалистов и повторять их регулярно дома, в привычной для ребенка обстановке. Этот подход позволит также наладить психологический и эмоциональный контакт между радетелями и ребенком, что очень важно для коррекции поведения и реакций малыша на внешние ситуации.
Лекарственные препараты, включая фитотерапию и гомеопатические средства, следует принимать только под строгим контролем наблюдающего врача, не нарушая предписаний по времени, длительности и дозировке приема.
Советы родителям ребенка с синдромом СДВГ
Чтобы помочь малышу справиться с заболеванием, от родителей необходимо постоянное внимание и поддержка:
- Дети с синдромом СДВГ зачастую неправильно воспринимают критику и наказание, но быстро и охотно реагируют на поощрение и похвалу. Взрослым рекомендуется формулировать все просьбы, обращенные к ребенку, кратко и ясно спокойным тоном. Действуйте последовательно, не давайте ребенку сразу несколько заданий, за каждое выполненное задание не забывайте похвалить и подчеркнуть, что малыш справился очень хорошо.
- Придерживайтесь определенного режима дня – строго соблюдайте время сна и бодрствования, приема пищи, домашних занятий и прогулок.
- Направляйте избыточную энергию малыша на физические упражнения или подвижные игры. При этом чередуйте активные занятия с отдыхом и расслаблением, не допускайте излишнего перевозбуждения ребенка.
- Сформулируйте вместе с ребенком определенные «правила» вашей семьи. Они должны соответствовать возрасту малыша, быть простыми и понятными. Запретов не должно быть слишком много. Не забудьте поощрять ребенка за соблюдение этих правил.
- Пересмотрите свое общение с ребенком и собственные реакции на его плохое поведение. Не давайте отрицательных оценок личности малыша, а только его поступкам. Например, никогда не употребляйте: «Какой ты лентяй, у тебя в комнате свинарник!» Вместо этого: «Пожалуйста, приберись в своей комнате, я думаю, лучше всего начать с уборки игрушек, давай сложим кубики в корзину…». Не забывайте хвалить за хорошее поведение и поступки!
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не употребляйте оценочных характеристик поведения сверстников в присутствии ребенка — как положительные, так и отрицательные могут быть неправильно поняты малышом.
- Обучающие занятия должны быть скорректированы по времени и степени сложности для ребенка. Большие учебные нагрузки приведут к утомлению и появлению неприятия к учебе, в дальнейшем школьном образовании это может усугубиться эмоциональным стрессом. Поэтому, начиная занятия с малышом, следите за его вовлеченностью и интересом. Смените занятие, если вы видите, что ребенок устал. Подбирайте методы обучения в игровой, ассоциативной форме. Не забывайте о занятиях на развитие памяти и концентрации.
- Создайте для ребенка условия для занятий по его возрасту – пространство для игр, рабочее место, необходимые канцелярские и учебные принадлежности. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка. Помогайте с домашними заданиями, если это необходимо. Не нужно делать задание за ребенка – вы должны объяснить, как его выполнить, указать, если ребенок что-то сделал неправильно. Сохраняйте полное спокойствие, повторяйте и объясняйте столько раз, сколько это необходимо, чтобы ребенок сам справился с задачей.
- Сократите время просмотра телевизора, занятий за компьютером, планшетом и прочими гаджетами, чтобы не допускать перенапряжения.
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности» — психологическая поддержка в семье
- Малышу с синдромом СДВГ необходимо чувство эмоциональной связи с родителями. Уделите ребенку время, когда он возвращается из детского сада или школы, расспросите, как прошел день, чем он занимался, что ему понравилось, в чем возникли трудности. Расскажите, как прошел ваш день, что вы планируете делать вечером. Такой разговор должен быть основан на взаимном интересе и доверии. Вечер проводите в спокойной обстановке, для ребенка будет очень полезно принять теплую ванну, послушать перед сном сказку или рассказ.
- Школьники-подростки также нуждаются в общении с родителями. Уделяйте время проблемам своего ребенка – не давите, не устраивайте допросы, а попытайтесь выстроить дружеское общение. Делитесь своими мыслями, планами, спрашивайте мнение ребенка, постарайтесь понять его интересы, переживания. Уважайте личное пространство, при этом давая ребенку понять, что вам небезразличны его увлечения, что вы поддержите его в любой ситуации.
- Не забывайте, что дети нуждаются во внимании со стороны обоих родителей. Как правило, развивающие игры, поделки, помощь в подготовке домашних заданий, чтение перед сном — все это остается в зоне ответственности мамы. Тогда папа может уделить время ребенку в свободное время — прогулки, активный отдых, спортивные или творческие кружки, совместное хобби.
При правильном поведении родителей и их достаточном терпении, а также наблюдении со стороны специалистов, сидром СДВГ – это не приговор. Такие дети интеллектуально развиты, зачастую обладают ярко выраженными творческими талантами (рисование, музыка), имеют способности к точным наукам, успешно обучаются и адаптируются в социальной среде.
Видео: Гиперактивный ребенок. Школа доктора Комаровского
Обратите внимание на другие полезные статьи нашего сайта: